Было бы странно не начать этот топ с культовой трилогии Dark Souls. Первая часть экшен-РПГ заложила стандарты хардкора, которые игрокам, несмотря на кучу жалоб и клубки потрёпанных нервов, пришлись по душе. И для того, чтобы осилить эту игру, нужно не просто умело обращаться со всеми игровыми механиками, но и спокойно относиться к каждой смерти.
Ещё есть Bloodborne. Это почти тот же самый Dark Souls, но с небольшими изменениями. Во-первых, тут другой мир с другой историей. От чего некоторые механики убраны, а другие добавлены. Во-вторых, акцент в бою сделан иначе. Если в «идейном прародители» атака заключается в балансе «нападение-защита», то здесь – только нападение. Вроде, незначительное изменение, а ощущения от игры совсем другие.
Для «полного счастья» можно упомянуть и Sekiro: Shadows Die Twice. Опять же, очень похожа на эталон хардкора как геймплеем, так и внутренним миром. Тем не менее, разница заключается в мелочах, которые в сумме дают отдельную замечательную игру.
Самым странным представителем категории сложных игр будет Cuphead. Платформер, где весь геймплей сводится к прыжкам и выстрелам, имеет очень необычный дизайн в духе диснеевских мультфильмов. И это забавно – от смерти в таких декорациях становится ещё грустнее.
Близка по духу однокнопочная игрушка Flappy Bird. Здесь всё до гениального просто, но интерес приковывает невероятный. А сколько нервов было убито в этом развлечении – страшно подумать.
Среди песочниц тоже нашелся интересный экземпляр. Don’t Starve предлагает выживание в достаточно сложных условиях, где убить игрока пытается каждый пиксель. Даже шкалу голода невозможно заполнить полностью. А вместе с необходимостью обустраивать лагерь, игрока начнёт мучить безумие. С которым тоже надо будет как-то справляться.
Nether – малоизвестный шутер в сеттинге постапокалипсиса с атмосферой франшизы «сталкера». На первый взгляд, тут нет ничего уникального, кроме истории – здоровье и голод, патроны и экипировка. Но сложности добавляет хороший искусственный интеллект монстров и их характеристики.
Ещё можно упомянуть дилогию Hotline Miami. Весь геймплей здесь сводится практически к формуле «беги – стреляй». Иногда он разбавлен головоломками и луттингом. Но самая сложная часть игры – это сюжет. Он, конечно, линейный, но голову поломать придётся. А если думать не хочется – можно просто участвовать в динамичных перестрелках.
Хорошим примером служит Arma. Это один из самых сложных шутеров, который максимально подробно и достоверно передаёт все трудности перестрелок. Например, учитывать нужно не просто количество патронов, а то – сколько и в каком магазине осталось. И здесь можно умереть от абсолютно шальной пули. Всё, как на реальном сражении.
Вишенкой на торте стала игра Battletoads. Наверняка, сейчас улыбнулись только те, у кого с головы ссыпается песок. Но эта игра жива до сих пор – в частности благодаря спидраннерам. Которые научились не только выживать в очень сложных двухмерных обстоятельствах, но и за невероятно короткое время пробегать уровни, на которые у обычных игроков уходило очень много нервов и сил.